Старшая вожатая
Омарова Патимат Омаровна
Старшая вожатая МКОУ " Краснооктябрьская СОШ им. Р. Гамзатова "
Роль старшего вожатого в современной школе
13.01.2020
Вожатый – это сказочная личность,
И, сказано, он скромен, господа,
В нём сказочно отсутствует двуличность,
И выгод он не ищет никогда.
Какая сложная работа,
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти,
А самому затем тихонечко уйти.
Я- вожатая в современной школе. Вожатый – профессия, которой
не учат ни в одном учебном заведении, это некое призвание, состояние души.
Более того, вожатый –самая главная фигура в процессе воздействия на ребенка.
Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними
значительно короче, чем у педагогов. Вожатый – это не надзиратель, вожатый
должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти
со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться
чему-то новому. Вожатый – это человек, который всегда рядом с детьми, но в то
же время чуть впереди. Кому как не вожатому приходится реализовывать задачи современной
школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и
патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире.
Из всех СМИ мы слышим постоянно «инновации»,
«модернизация», «конкурентоспособность» и прочее, и это на мой взгляд
закономерно для 21 века. Меняется, совершенствуется весь мир, поэтому мы должны
выпустить из стен нашей школы граждан инициативных, способных творчески мыслить
и искать нестандартные решения, умеющих адаптироваться в современном обществе,
достигать своих целей, уверенных в себе. Стать такими детям должны помочь
мы, взрослые. И на мой взгляд, наибольшую роль здесь играет наш
авторитет, наш пример. Как говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать».
Особенности вожатского авторитета обусловлены
тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и
выявляют нравственное состояние личности вожатого. У настоящего вожатого нет
другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты
своих действий. В противном случае вожатый неизбежно утрачивает свое влияние на
детей и право быть их воспитателем. Суть авторитета понимается в постоянном
развитии вожатым в себе гражданской, творческой, человеческой личности,
подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое
уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о
высоких качествах его личности.
Успех же нашей
деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств
личности, а от основных. У нас можно выделить два главных компонента
вожатского авторитета.
Личностный компонент вожатского авторитета:
во-первых, это любовь к детям и к вожатской профессии. Решающее значение в
каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Вожатый же не только
должен любить свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям является важным
условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку –
важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.
Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже
по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с
коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят.
Не подрывает авторитет товарищей – вожатых, не отзывается пренебрежительно об
их работе.
Вожатый должен знать, чем живут и интересуются
его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только
внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он
не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он
обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит,
вожатый является для него авторитетным. Педагогический авторитет во многом
зависит от общей культуры поведения вожатого (умение владеть речью, мимикой и
жестами, опрятность в форме и т.п.).
Немаловажное
значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только
спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность
вожатого являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная
жестикуляция не нравится детям. Это рассеивает их внимание, они хуже
воспринимают и усваивают информацию.
Педагогический оптимизм – необходимое качество
хорошего вожатого. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же
теплотой и привязанностью.
Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и
«нелюбимых» детях. Существует точка зрения, что наличие у вожатого «любимчиков»
в отряде снижает его авторитет, якобы к любимому ребенку вожатый относится
снисходительно, не предъявляет строгих требований. Вожатому нельзя отказать в
праве иметь любимых детей. «А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше» –
как говорил Макаренко.
В воспитании у вожатого культуры наблюдения
большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики. Эти
науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и
создавать его организованно и целенаправленно. Знания в области указанных наук
помогут вожатому правильно оценивать каждый поступок своих детей и
научно-обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в
целом. Вожатый должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка,
понимать психологию ребёнка, находить путь к сердцу своих детей.
Авторитетные вожатые, как правило, обладают
педагогическим тактом
(чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают
педагогические вопросы, инициативны, находчивы, сообразительны, имеют
самообладание и терпение, во взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости
и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и
привычками культурного поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и
методику преподавания, имеют высокий нравственный облик).
Каждый вожатый должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к
сердцам своих детей и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.
Естественно, нельзя не отметить, что все приходит с опытом. А самое главное, я
считаю, это желание работать с детьми, постараться передать им самое лучшее что
есть в нас. Я должна воспитать детей , которыми могла бы гордиться, а дети
рядом со мной чувствовать себя свободно и уверенно.
Алгоритм формирования коллектива.
Я создаю коллектив.
1. Я должен понравиться детям.
2. Я должен их изучить.
3. Я должен определить ведущий вид
деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой
деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг
этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).
6. Я должен поставить перед
ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.
7. Я должен утвердить определенный
стиль общения, стиль отношений между ребятами.
8. Я должен частично передать
управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.
9. Я должен предложить ребятам
знаки отличия, элементы формы, ритуалы.
10. Я должен найти и оборудовать
место встречи коллектива.
11. Я должен заложить определенные
традиции.
12. Я должен обеспечить всем
надежное чувство защищенности.
13. Я должен не допустить замыкания
детей на себя, должен сделать коллектив открытым.
14. Я должен найти друзей для моих
ребят – интересный коллектив.
15. Я должен не стоять на месте.
Остановка – смерть коллектива.
Позиция вожатого в
детско-подростковых коллективах.
В своей практике вожатый общается с
постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными,
и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива
– общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или
временно, то его можно назвать объединением.
В каждой школе постоянно действует
5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы
с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых,
входящих в эти объединения.
Это следующие объединения:
– классно-урочные – строго
одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя,
определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам,
допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;
– факультативно-кружковые –
возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в
целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с
вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки
могут вести сами вожатые;
общественно-организационные –
возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например,
школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные,
с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и
вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих
полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих
объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от
педколлектива за работу этих объединений;
свободно образующиеся – общественные, независимые от
педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым
– координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.
Организаторская роль вожатого в школьных объединениях
разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый
любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и
проведении отдельных дел, в обучении актива.